«Сидячая» среда и НАШИ ДЕТИ

«Сидячая» среда и НАШИ ДЕТИ

Сидячая поза тормозит не только физическое, но и умственное развитие ребенка. Еще в 80-х годах прошлого столетия этот факт подтвердили исследования группы ученых под руководством доктора медицинских наук В.Ф. Базарного в Красноярском НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР. Академия наук СССР в 1986 году придала результатам их работы статус научного открытия.

Если коротко, то сущность его состоит в описании негативного воздействия преобладающей в процессе учебы позы на заложенный природой потенциал развития опорно-двигательного аппарата и основных систем жизнеобеспечения человека.

Во всех цивилизованных странах мира поза учащегося одинакова – это положение сидя, в том числе склонившись над столом при письме. Любые движения в этом положении если не заблокированы, то сильно ограничены. Этой позой закрепощается и вся организация учебного пространства, предопределяя малоподвижный, статичный режим занятий и учебного дня в целом. Выбора ни у детей, ни у педагогов не остается.

За несколько лет такого режима у детей происходит непроизвольное угасание здоровья, одновременно распространяющееся на ключевые системы организма. В первую очередь подавляется нормальное развитие опорно-двигательного аппарата, что способствует появлению группы соответствующих заболеваний (сколиоз – самое частое из них). Затем страдает зрение (обычное проявление этого – детская близорукость), сердечно-сосудистая система (чаще всего в виде пролапса митрального клапана, гипертензии, внутричерепного давления). Со временем нарушениям подвергается нервная организация ребенка (появляются различные нервно-психические расстройства) и репродуктивная система. Эти заболевания еще в начале 20 века признаны специалистами по детской гигиене исключительно «школьными».

По итогам исследования В.М. Базарова к наиболее вредным последствиям продолжительного сидения и обездвиженности относятся:

  • стагнация в физиологическом развитии мозга
  • ожирение, диабет
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности, агрессивное поведение
  • снижение внимания и успеваемости
  • сильное ослабление иммунитета
  • сутулость, сколиоз, кифоз и другие нарушения позвоночника
  • изменения в телосложении, подавляющие репродуктивную функцию и вызывающие бесплодие
  • вегетативное расстройство внутренних органов и жизненно важных систем.

Регулярно практикуемая сидячая поза ребенка в период его активного развития приводит в общем к утрате им контроля за произвольной моторикой. В результате того, что КАЖДЫЙ современный ребенок проводит большую часть дня сидя за партой, в людях нескольких поколений развивается синдром хронического глубокого напряжения во время учебной деятельности. Внешне этот внутренний стресс выражается в распространяющихся мышечных напряжениях и некоторых недопустимых действиях (например, в низком наклоне над учебным столом при письме, рисовании и т.п.).

К сожалению, менять учебную позу мировое сообщество пока не стремится. Более 200 лет существования школьного обучения в стандартном «сидячем» формате привели к тому, что телесное и психическое здоровье каждого последующего поколения всё больше ухудшается. Все «моложе» становятся заболевания, все меньше здоровых детей приходят в школу, и уж совсем единицы выходят из нее здоровыми.

Эмпирические исследования доктора Базарного, проводимые им более 20 лет вплоть до 2010 г., показали, что при изменении стандартной сидячей учебной позы на вертикальную (присущую человеку как биологическому виду) и сопровождение процесса обучения адекватной двигательной активностью качественно улучшает функциональное развитие и здоровье детей и подростков.

В связи с этими данными классическая тенденция многих родителей и педагогов формировать «усидчивость» у ребенка, принуждающая его сидеть весь учебный день, – является педагогически некорректной и опасной для его здоровья. В современных условиях информационного прессинга, когда на ребенка ложится сильнейшая умственная нагрузка, необходим поиск компромиссных способов обучения, уменьшающих или исключающих преобладание сидячей учебной позы.

По материалам книг В.Ф. Базарного

Галиакбаров Р.А., специалист-реабилитолог центра Атлант,

Малушко О.А., специалист по АФК

Теги последствия сидения сколиоз сидячая поза