Обездвиженность в жизни ребенка

Обездвиженность в жизни ребенка

Нынешние дети «осовремениваются» с того момента, как поползли и сели. Они настойчиво и целеустремленно овладевают не только чисто бытовыми умениями, но еще и приобщаются к культуре. В частности, гаджеты они осваивают быстрее, чем ложку, дай только волю. Вредные последствия этого навыка – отдельная тема, исследования по ней сейчас начались во всех областях знаний о человеке. Но есть в общей культуре, которой мы учим своих детей, один аспект. Будучи в действительности крайне негативным, он прикрывается личиной блага и необходимости. Это ВОСПИТАНИЕ ОБЕЗДВИЖЕННОСТИ.

Индивидуальная культура обездвиженности современного человека формируется с детства. Этому способствует множество с виду невинных и преследующих разные благие цели действий родителей, врачей и педагогов. Вот самые распространенные из них:

1) Тугое пеленание младенца. Делается якобы для ровноты ножек. Это – миф. В действительности такое действо пагубно влияет на развитие мозга ребёнка – это научно доказанный факт.

2) Использование лишней и сковывающей движения ребенка одежды, неудобной и тесной обуви. Часто родители и родственники одевают ребенка чрезмерно тепло или слишком вычурно, что не дает ему свободно двигаться.

3) Длительное держание ребенка в «манеже». Манежи и кроватки, используемые для комфорта родителей и удержания подвижного малыша на месте, подавляют волю ребёнка и его врожденную страсть к движению.

4) Определенные стереотипы малоподвижного поведения взрослых, которые ребенок запечатлевает в первые 5-6 месяцев, а потом воспроизводит. И исправить их крайне сложно, т.к. они закладываются по механизмам импринтинга.

5) Постоянное использование колясок, особенно с ремнями безопасности. С колясками воспитывается сидяче-обездвиженное поведение с раннего детства. Таким образом тормозится развитие мозга и внутренних органов.

6) Внедрение сидячей позы в режим дня ребенка. Чисто внешние проявления культурной среды – дом и быт, детский сад, транспорт, развлечения, школа и т.п. – всячески способствуют подавлению двигательной активности человека.

7) Применение в досуге ребенка якобы развивающих приложений и видео для гаджетов и компьютеров. Раннее их использование сдерживает развитие мозга, искажает осанку, закрепляет сидячий стереотип поведения.

8) Нежелание родителей гулять с ребенком, проводить больше времени на улице, а не в тесных душных квартирах. Постоянное пребывание в замкнутом пространстве подавляет волю ребёнка, его врождённую страсть к движению, нарушает зрительно-моторные функции.

9) И, наконец, школьные годы. Полдня неподвижного сидения в школе 11 лет подряд, отсутствие эргономичной мебели в школах, отсутствие подвижных пятиминуток, нарушения гигиены школьных помещений и т.п. При этом 2 часа физкультуры в неделю только позволяют не атрофироваться основным функциям организма, но детское здоровье не сохраняют.

Кстати, классно-урочная система обучения в условиях ограниченного пространства существует в почти неизменном виде уже как минимум 400 лет. И все «инновационные» проекты в сфере образования касаются его содержания, но не формы!

Всё это способствует культуре обездвиженности, которая останавливает развитие рёбенка и лишает его возможности своевременного освоения генетического потенциала, заложенного природой и эволюцией.

/По исследованиям В.Ф. Базарного/

Галиакбаров Р.А., специалист-реабилитолог центра Атлант

Малушко О.А., специалист по АФК

Теги развитие ребенка обездвиженность детское здоровье